Сохранения принцип

Сохранения принцип
(по Пиаже) — важнейшее понятие концепции Ж. Пиаже, описывающее феноменологию стадии конкретно-операционального интеллекта. Для Пиаже выработка понятия С. служит психологическим критерием образования первых операциональных структур и, следовательно, завершения формирования обратимости операций. Исследуя развитие интеллекта детей на материале классификации, представлений о сохранении количества вещества, длины, веса и т.п., Пиаже обнаружил у детей в возрасте 7—8 лет характерные изменения в решении ряда специально сконструированных им задач: дети начинают признавать равенство по определенному параметру двух объектов (или групп объектов), объективно равных по этому параметру, несмотря на всевозможные изменения одного из объектов по любым другим параметрам. До этого возраста дети не признавали равенства двух объективно равных предметов при трансформации одного из них, не могли правильно сравнить часть и целое, выстроить правильную сериацию и т.д. Факт правильного решения указанных задач свидетельствует, по Пиаже, о понимании детьми принципа С. (сохранения количества вещества, веса, объема, длины, класса, целого и пр.). Неправильное решение этих задач, т.е. непонимание С. п., названо феноменами несохранения. Эти феномены привлекли к себе внимание всех детских психологов мира и прочно вошли в арсенал психологической феноменологии. У Пиаже имеется два вида процедур экспериментального исследования имеющихся у детей представлений о С. Обе процедуры требуют от ребенка количественного сравнения. При этом в первой процедуре — назовем ее процедурой «равенство-неравенство» — всегда сравниваются два объекта (группы объектов), равных (сходных) по одним параметрам и различающихся по другим. Само сравнение производится дважды: сначала в том положении, когда сравниваемые объекты сходны (равны) по всем параметрам. Ответ ребенка, что они равны, является необходимым для дальнейшего. Второе сравнение производится после введения различия в некоторые, казалось бы несущественные для сравнения, параметры одного из объектов. Случай, когда равенство объектов фиксируется при первом сравнении и отвергается при втором, является выражением феномена несохранения. Случай, когда равенство констатируется ребенком и при первом, и при втором сравнении, является критерием появления С. в мышлении ребенка. Вторая процедура — назовем ее процедурой «часть—целое» — производится уже не на двух, а на одном сложном объекте. Ребенку предлагается сравнить объект в целом с одной из составляющих его частей. Феномен несохранения проявляется в том, что дети сравнивают не часть и целое, а две части между собой. Это и называется феноменом несохранения целого при его сравнении с частью. В теоретическом плане, достижение стадии конкретных операций по критерию признания С, является выражением акта полной децентрации мышления ребенка, реализацией равновесия между ассимиляцией объектов в действии субъекта и аккомодацией субъективных схем к модификациям объектов. А. Г. Лидере

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Сохранения принцип" в других словарях:

  • СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ — утверждения, выражающие идею сохранения вещей, свойств или отношений природы и выступающие в качестве принципов науч. теорий. К числу С. п. относятся, напр. известные в физике законы сохранения – энергии, массы, импульса, момента импульса,… …   Философская энциклопедия

  • Принцип сохранения — Пониманисе того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д.) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперационного мышления согласно теории интеллектуального развития по Жану… …   Большая психологическая энциклопедия

  • принцип взаимодействия психофизического — Согласно этому принципу (теории), физиологические процессы непосредственно влияют на психические и наоборот. И, казалось бы, фактов такого взаимодействия предостаточно. Но, несмотря на это, теория взаимодействия встречает серьезные возражения.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сохранения принципы —         СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ особый класс научных принципов, отображающих постоянство фундаментальных свойств или отношений природы. В структуре физических теорий С. п. формулируются как законы сохранения и как принципы инвариантности. В настоящее …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • принцип сохранения характеристик изделия после ремонта — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN good as new concept …   Справочник технического переводчика

  • Принцип дополнительности — Принцип дополнительности  один из важнейших принципов квантовой механики, сформулированный в 1927 году Нильсом Бором. Согласно этому принципу, для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих… …   Википедия

  • Принцип космической цензуры — Принцип «космической цензуры» был сформулирован в 1969 году Роджером Пенроузом в следующей образной форме: «Природа питает отвращение к голой сингулярности». Он гласит, что сингулярности пространства времени появляются в таких местах, которые,… …   Википедия

  • ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ — принцип (постулат), согласно которому, если в данных условиях возможно существование нескольких форм организации материи и ее движения, не противоречащих законам сохранения и другим принципам отбора, то наибольшие шансы на сохранение стабильности …   Экологический словарь

  • Принцип Ландауэра — Принцип Ландауэра  принцип, сформулированный в 1961 году Рольфом Ландауэром (англ.) (IBM), гласящий, что в любой вычислительной системе, независимо от ее физической реализации, при потере 1 бита информации выделяется теплота в… …   Википедия

  • Принцип относительности — Симметрия в физике Преобразование Соответствующая инвариантность Соответствующий закон сохранения ↕ Трансляции времени …энергии ⊠ C, P, CP и T симметрии …чётности ↔ Трансляции пространства Однородность пространства …импульса ↺ Вращения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»